Зубчатое колесо — основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящими в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое купить зубчатое колесо (с меньшим числом зубьев) называть шестернёй, а большое — колесом. Однако часто все зубчатые колёса называют шестернями.
Зубчатые колёса обычно используются парами, с разным числом зубьев, с целью преобразования силы и скорости вращения валов на входе и выходе. Колесо, к которому усилие подводится извне, называется ведущим, а то, с которого сила вращения снимается — ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то сила ведомого колеса увеличивается за счёт пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот.
Основной элемент зубчатой передачи – зубчатое колесо редуктора. Это сложное название для такого всем знакомого элемента, как шестерня. Впрочем, если говорить о машиностроительной отрасли, то здесь шестерней называют только малое зубчатое колесо редуктора, тогда как большое колесо, являющееся ведомым, называют именно так, как и полагается – зубчатое колесо. Отметим, что оба этих названий считаются равноценными, а это значит, что вы можете использовать их в любом случае. Обычно в зубчатую передачу входят два зубчатых колеса с различным количеством зубьев. Основная цель такого зацепления — изменение вращающего момента и частоты вращения вала. К ведущему колесу прикладывается вращающий момент извне (например, от вала электродвигателя), далее этот момент передается на ведомое колесо.