Вопрос о понимании права сводится, таким образом, к изначальной системе ценностей: к основному вопросу философии: что важнее — дух или материя? Если важнее материя, то естественно подавлять всех материально (физически и экономически) слабых и очень естественно, например, кулачное право во всех его разновидностях. Это очень естественно для животного и классового (по Марксу) мира.
Если же важнее духовное начало, в том числе и в человеке, то материальные (физические) характеристики человека как субъекта права (рост, вес, пол, счет в банке, социальный статус) уходят на второй план, а на первом месте оказывается человеческое достоинство (образ и подобие Божие), которое не поддается какой-либо редукции и материальному измерению. Именно при таком подходе возникает идея правового равенства всех людей (очень различных самих по себе) в их достоинстве. Такое понимание права очень неестественно с точки зрения правового позитивизма, не случайно так охотно ассимилировавшего дарвинистскую методологию.
Возникновение такого понимания права (сила права) можно назвать настоящим чудом. Закон становится правовым, когда он ориентирован на защиту достоинства человеческой личности, ее прав. Конечно, такое чудо возникает не само по себе. Оно возможно, если достаточно большое число людей верят в примат моральных ценностей над грубой силой, верят в возможность установления справедливости уже здесь, на земле. Если грубая сила побеждает сама по себе, непосредственно и «естественно», то моральные ценности могут превалировать только при соответствующей правовой системе, охраняемой законом. Юридический закон, в отличие от естественного (природного) закона, не срабатывает автоматически. Он срабатывает только тогда, когда находит признание в общественном сознании. Этот закон держится исключительно на вере людей и на их воле, направленной на практическую реализацию признаваемых ими ценностей.
В основе такой законодательно-правовой системы лежит вера людей в общие (сверхличностные) ценности, в благого Бога, а значит в победу добра над злом еще в этой жизни. Добро и зло при этом понимаются не в субъективном смысле, когда каждый понимает их по-своему (сколько людей — столько мнений), а как объективно значимые общие понятия (универсалии), которые закрепляются в правовых нормах. Такая Сила права является важным аспектом веры в верховенство духовного начала, веры в Бога. Верить в Бога — означает верить в объективную силу добра, не считать понятие добра только чьим-то частным мнением (психологической иллюзией).
Никакая наука не покажет, чего на земле больше: добра или зла и что должно возобладать. Когда ученые начинают рассуждать на эти темы, они выходят за пределы своей науки. В основании права, таким образом, лежат этические ценности. Религия вдохновляет людей двигаться в сторону добра, преодолевая препоны зла. Это и есть настоящий духовный реализм. Именно он является основой правового сознания.