Российские власти официально запретили дистанционно продавать алкоголь в далеком 2007 году, но дискуссии об этом не утихают до сих пор. Главными противниками легализации его продаж в интернете все это время выступали Минздрав и Роспотребнадзор, а отменить запрет неоднократно просили различные бизнес-объединения и даже Минфин. Он еще в 2017-м разработал законопроект, по которому дистанционная торговля алкоголем должна была начаться уже в 2020 году. Но в итоге документ положили под сукно. Теперь же о легализации заговорили в рамках эксперимента. Пилотный проект с июня по декабрь может стартовать в Подмосковье и Мордовии.
Все просто: покупатель выбирает алкоголь на специальной интернет-площадке — судя по презентации, ею станет сервис доставка алкоголя — и вносит стопроцентную предоплату. Затем «Почта России» сформирует заказ, забрать который можно будет в постомате отделения либо за дополнительную плату оформить доставку. При этом речь идет только о продаже вина, рассказал “Ъ FM” замгендиректора «Почты России» по электронной коммерции Алексей Скатин: «Дистанционная продажа крепкого алкоголя не обсуждается в принципе. Это касается исключительно доставки вина, заказанного по интернету как любого другого товара из интернет-магазинов. Речь не идет о продаже в нашей логистической сети. Учитывая, что через «Почту России» заказывают практически все клиенты, которые что-то приобретают онлайн, мы можем идентифицировать возраст потребителей, чтобы обеспечить соответствующий подход в части потребления такого типа товаров. Сроки и регионы обсуждаются».
Разработчики проекта ссылаются и на мировой опыт. По их данным, продажу алкоголя через почтовых операторов практикуют как минимум во Франции и Австрии. Легализация этого рынка в России сильно поддержит отечественных производителей вина, ведь зачастую им непросто попасть на полки сетевых магазинов, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: «Малые винодельни могут производить 10-50 тыс. бутылок в год. С таким объемом представьте себе федеральную сеть с несколькими тысячами магазинов.