«Пара-Воз» – так поименовал своё изделие коллега japan1967 (в миру Андрей, на ecigtalk-е сменил ник на «japan»), модер из Украины. Это его первая самостоятельная проба пера, но устройство сие имеет предысторию. И достаточно содержательную. Расскажу и о ней, и о самом испарителе типа генезис. И покажу, ессно :).
Предыстория
В начале сентября 2012 года на ecigtalk.ru уважаемый коллега Peter_lz открыл тему предварительной записи на свой генезис «Генотип-Д». Кстати, интересующимся испарителям данного типа рекомендую почитать или хотя бы просмотреть, фильтруя флуд и обращая внимание на большие посты. Так уж сталось, что в этой теме собралось немало интересных и важных замечаний от квалифицированных пользователей (я там тоже «умничал», за что до сих пор порой получаю «плюсики» от форумчан).
Генотип-Д – это разработка Peter_lz (сам он из Питера), воплощать в жизнь которую взялся коллега из Запорожья japan1967. Так сталось, что в то время сразу несколько модеров начали активно продвигать свои новые продукты. Да и ещё что-то там одно на другое наложилось. Запись велась, но до производства дело так и не дошло, в связи с чем в начале января 2013 года автор Генотипа сообщил: «Официально и во всеуслышание подтверждаю право камрада Japan1967 на использование и выпуск нашей с ним совместной разработки „Генотип-Д“. Единственное условие — смена названия генезиса». После чего началось длительное и мучительное ожидание…
Но сама тема не заглохла, на момент написания настоящего обзора в ней 1268 сообщений, что совсем немало.
Ещё в период активничанья в теме по Генотипу мы с японцем (japan1967 🙂 ) начали общаться. И текстом (ЛС на форумах), и голосом (телефоном). Порой он мне вопросы какие задавал, порой я его по каким-то техническим аспектам теребил.
И вот однажды он сообщает, что начал разрабатывать свой собственный генезис. Ну, начал и начал, мало ли кто чем руки и голову занимает. Но вот где-то с апреля мы стали общаться чаще. И именно по поводу его нового творения.
Так что о конструктивных особенностях «Пара-Воза» я знал давно. И вот недавно Андрей (japan1967) сообщил, что сделал предсерийную партию генезисов. И предложил пощупать…
Хм, тут это… Тут надо кой-чего пояснить.
Постоянные читатели проекта TrueVaping.RU знают о моём критическом, пожалуй, даже резко отрицательном отношении к устройствам из дюрали. А если ещё используется крепление на о-рингах, так вообще возникает трудно сдерживаемое желание нелитературным языком выражаться. И вот те на – слышу такое, от чего волосы в разных местах начинают шевелиться и вставать дыбом…
Блин, Пара-Воз сделан из дюрали (Д16Т), крепление на о-рингах. Блин, блин, блин! И это будет ехать в мою сторону? Помурчали голосом немного. Андрей сообщил, что это предсерийная версия для проверки на практике конструктивных решений (а чё там проверять: на первый, второй и даже третий взгляд – конструкция толковая?). Также это может остаться бюджетным вариантом. После чего будет сделан уже оформленный в виде чертежей вариант из титана с резьбовым креплением крышки / кожуха испарительной камеры.
Обсудили, как будут реализованы некоторые тонкости регулировки в версии на резьбе. И я сдался. Договорились, что приму участие в испытании и оценке ТТХ новинки. Пока изготовлено с десяток экземпляров. Один из них автор испытывает, второй у меня, третий отправился в славный город Тверь к коллеге Vagus333, четвёртый (вместе с одним из первых образцов того самого Генотипа-Д) движется в Таганрог к коллеге Neo79. Как доберутся – будет интересно узнать об их впечатлениях. Остальные ждут результатов испытаний.
Да, ещё одно. Планы выпустить «Генотип» (именно в его конструктиве, хотя и усовершенствованную переименованную версию) – всё ещё есть. Именно для ценителей и понимателей задумок Peter_lz. Пара-Воз так-таки отличен (в смысле, отличается) от первоначальной разработки. Настолько, что его смело можно назвать отдельным устройством. Имеющим свои конструктивные, причём очень любопытные решения.
Фух, теперь можно и начинать.
Первое, что бросается в глаза, это явная необычность формы устройства:
Угу! Рассмотрим внешний вид устройства внимательней.
Вид сборку:
Вид со стороны коннектора:
Со стороны испарительной камеры:
Вытащим дрип-тип, заглянем внутрь:
Ничего особо любопытного не видим, ну да ладно :). Да, пока дрип-типы под рукой покажу девайсину с разными вариантами.
Прекрасно понимаю, что сочетаемость испарителя с дрип-типами – это дело даже не пятое, а где-то двадцать седьмое… Но что достаточно сложные и необычные линии устройства неплохо перекликаются с разнообразными «сосками» – это таки приятственно :).
Так-с, пока Пара-Воз стоймя стоит, посмотрим ближе на отверстие обдува:
Ба, да оно вроде как и не сплошное, вроде что-то там крутить-вертеть да поворачивать можно. Неужели? Таки да!
Эва как, поворачиваем кожух испарительной камеры и регулируем интенсивность обдува – это таки приятная и многими ожидаемая опция.
Снимем крышку (кожух) и заглянем внутрь испарительной камеры. Прошу прощения за непарадную намотку – за время тестирования сделал их штук восемь, эта была второй. А потом дитёныш-фотограф забрал оборудование для своих целей и красотищу уже не удалось сфотографировать.
На фото видим, что испарительная камера снаружи ограничена достаточно толстой стенкой. От чего её размер ощутимо уменьшен (на радость ценителям небольших испарительных камер). И вот в этом «бортике» сделано отверстие, расположенное прямо напротив спирали. Во как!
Замечаем ещё одну особенность: высота этого «бортика» достаточно большая. О-ринг расположен выше отверстия обдува. Позже взглянем внутрь крышки/кожуха (там форма тоже соответствующая). Эта самая крышка садится на «бортик» очень аккуратно и достаточно плотно. И такая высота бортика позволяет надевать/снимать крышку плавно и ровно. На излом – не пойдёт, как ни старайся :). Вроде и неважно, но для надёжности конструкции сие значение имеет. Да и просто приятное ощущение от хорошо пригнанных деталей ощущается.
Так-с, теперь разберём Пара-Воз (автор заготовил и название латиницей «ParavozZ» для продвижения на нерусскоязычные рынки, да и лого такое тоже будет выглядеть приятственно). Разберём всего и полностью. Вот так выглядят основные элементы устройства:
На фото видим (слева направо, потом нижний ряд):
- «катушка» – деталь, объединяющая в себе коннекторную часть, основание испарительной камеры и центральный канал, в который вставляется плюсовая шпилька;
- колба (прозрачное тело) жижехранилища;
- крышка/кожух испарительной камеры;
- пробка заправочного отверстия;
- керамический изолятор сетки;
- шпилька плюсового контакта с крепёжными гайками.
Теперь рассмотрим внимательней. Начнём с «катушки».
Вот ракурс, чтобы «катушечность» сей детали оценить. Тут же видно и понятно, как о-ринги расположены.
На следующем фото можем рассмотреть отверстие обдува (внутреннее, что на «бортике» испарительной камеры находится):
А вот тут видим, что в дне жижехранилища прямо под сеткой автор сделал небольшую лунку:
Не знаю, останется ли это в серии, тем более в титане – но сейчас такой изыск приятен, хоть и не необходим. Такая мелочь призвана улучшить высасывание последних капель жижи со дна бака. Хотя на мой вкус проще заправлять пораньше, чем гоняться за последними каплями.
На следующем фото хорошо видно, что «лунка» и отверстие обдува ориентированы на отверстие под сетку. Так, ессно, и быть должно (только так), но лучше один раз увидеть.
Дальше смотрим на колбу (прозрачное тело):
Отмечаем три детали. Первая – она цветная. Забавного, приятненького синеватого оттенка. Джапан говорит, что у него и прозрачные могут быть. Вторая – стенки достаточно толстые. Материал – ПЭТ. Края колбы сточены и перекликаются по форме с верхом крышки испарительной камеры. Третья — … Хм, этого на фото не видно. Внутренний диаметр с разных сторон чуток разнится. У колбы есть «верх» и «них». Под эти размеры и подобрана толщина соответствующих о-рингов. А ещё торцы колбы в угоду разным вкусам имеют разные варианты углов (есть колбы с фасками 30 и 45 градусов).
Теперь осмотрим крышку / кожух испарительной камеры:
На второй фотографии заметна витиеватая внутренняя форма крышки. Сие сделано в угоду уменьшения объёма испарительной камеры. На третьей фотографии можем рассмотреть «радиатор» на крышке. И стилю прибавляет, и на охлаждение как-никак влияет. Кстати, глубина этих пропилов – 1,5 мм, что почти в три раза увеличивает соответствующую площадь охлаждения.
Теперь посмотрим на шпильку плюсового контакта:
Не скажу, что сногсшибательно красивая, но таки выглядит аккуратно. По размерам – это М2.
А вот при таком смещении фокуса видна мелкая приятность – в торце шпильки прорезано отверстие под отвёртку (дальше увидим, зачем это).
В серии либо так и останется, либо japan1967 сделает плоские края (лыски), чтобы не отвёртку туда тыкать, а снаружи чем-то удобно прихватывать было.
А вот это нижняя часть шпильки:
Её конец плоский и аккуратный. Именно он утыкается в плюсовой контакт источника питания.
Гайки тоже хороши. М2, но необычной формы:
На них нет накатки, но имеющиеся прорези позволяют достаточно удобно крутить/вертеть такие гайки кончиком тонкой отвёртки.
А это – пробка заправочного отверстия. Резиновая (медицинский каучук) с удобной пластиковой «ручкой»:
Кстати, заправочное отверстие просто огромное. Можно даже не совать прямо в него бутылочку, а наклонить испаритель и просто неспешно лить по стенке над ним. Жижа (жидкость для электронных сигарет) всё равно попадает внутрь :). А удобная пробка – это таки удобно. Надоели винты, если честно.
А вот это – изолятор сетки:
Да не простой, а керамический. Наружный диаметр – 3,6 мм, внутренний – 2,4 мм. Высотой 3-4 мм.
Изначально Андрей (japan1967) запланировал его использования в целях упрощения борьбы пользователей с КоЗами (с короткими замыканиями) на сетке. Как бЕ это сказать? Я не разделяю распространённых страхов, мол, неизолированная от площадки сетка больше подвержена КЗ. Но есть пользователи, для которых это важно и даже критично.
Мне проще нормально (вдумчиво и качественно) выготовить сетку – и фсё! Возможно, удовольствие от пользования изолятором в большей мере дарит психологический комфорт. Не суть, в любом случае это есть.
С изолятором максимальный диаметр сетки – 2,4 мм. Если его не использовать, то можно ставить сетку на 3,4 мм. Во, а вот такая возможность уже более занятна. Ибо толщина сетки – один из способов регулировки характеристик парения. Нужен пар посуше – берём тонкую сетку. Нужен повлажнее – берём толстую. Ну, и ещё на кучу чего это влияет. Короче – такая опция есть, можно пользоваться. Да, 3,4 мм – это диаметр «ступеньки», на которую сверху ложится изолятор. Полный размер отверстия под него – 3,6 мм.
Эх, с этим изолятором ещё кой-чего связано, но дяденька японец не разрешил про это в паблик говорить. Ладно, сохраним интригу до анонса продаж. Тогда сам поведает. Намекну, что этот же изолятор (ладно, почти такой же, только с «секретом») достаточно хитрым способом может участвовать в регулировке жижеподачи, точнее поступления воздуха в бак. Так что можно крутить сколь хочешь тугие и плотные сетки… Хоть как-то, но сказал :).
Ну вот, вроде всё осмотрели, пора и собирать наш Пара-Воз:
Поскольку шпилька плюсового контакта вкручивается сверху, то есть возможность точной регулировки её длины снизу под любой источник питания. Так что надеваем на свой ББ и вкручиваем до упора. Не совсем жестоко, просто чтобы плотно упёрся в плюсовой контакт коннектора используемого павер-деайса.
Вот так получилось у меня:
Высокие бортики испарительной камеры делают её дно «утопленным». Посему для плотного закручивания нижней гайки удобней использовать отвёртку (вставлять в прорези на гайке):
Вот это устройство без изолятора сетки:
А вот с установленным изолятором:
Я пользовал и с ним, и без него. На нормально выготовленной сетке КЗ не было ни в каком случае. А вот разный размер сетки – это забавные эксперименты.
Так-с, наш «японский» геннадий собран и готов к настойке:
Эх, фото почти закончились, щаз покажу последние, а дальше текстом.
На фото видна необходимая длина сетки:
Нам надо 3 см. Это по расчётным цифрам (перемерял разные размеры и высчитывал). Но последующие сетки готовил длиной 2,8 — 2,9 мм. Чтобы гарантированно в «потолок» испарительной камеры не утыкались и не происходило шевеление намотки.
Начал повествование с того, что генезис от japan1967, поименованный «Пара-Воз» (а по-нерусски ParavozZ) имеет необычный вид.
Действительно, это так. Все как-то попривыкли к ровным, одноразмерным устройствам. Разве что один из славянских криэйтеров делал «пузатую» колбу как опцию. Но она нехило диссонировала с общим обликом устройства, а посему и не была оценена вейперской общественностью. Здесь же все формы и линии испарителя необычны.
Скажу честно, когда только получил Пара-Воз и открыл посылку, первым невольно вырвался восклик «Мля!» (правда, начинавшийся с другой согласной буквы). Потом включил настольную лампу, надел очки, начал крутить-вертеть, разглядывать внимательно. Накрутил на Варюшу, посмотрел. И даже несмотря на острое неприятие изделий из дюрали (и на о-рингах, млин) понял, что подобное устройство право на жизнь таки имеет. Даже просто по своему облику (о характеристиках чуток позже).
Таки да, это устройство таки необычное. И по своему конструктиву, и по внешнему виду:
Видим, что диаметр устройств чуток больше размера «под Провари». Ессно, ибо его диаметр 22 мм.
Ладно, воспользуемся «колечком для Вари» (что под Кайфун обычно поддеваю):
Во, так сочетаемость более сочетаемой становится (окромя цвета материалов, естественно). Немудрено, ибо под 22-миллиметровый испаритель предназначено.
Забегая чуток наперёд, скажу, что Пара-Возик у меня таки прижился. Если бы не понравился, то данный обзор и не появился. В крайнем случае, на этой площадке. Кстати, если что считаю хорошим – материалы об этом публикую здесь. Если устройство относится к категории «такое» или совсем уж простое по своему функционалу – то на ПростоВейпинге. Если что и там не появляется, стало быть, не считаю нужным на то время и усилия свои расходовать, а также внимание читателей отвлекать.
Продолжим.
Для начала подытожим уже озвученное:
- устройство непривычной, но в чём-то если не привлекательной, то любопытной формы;
- присутствует регулировка интенсивности обдува (силы затяжки). Правда стоит отметить, что при смещении отверстий обдува (уменьшении силы тяги) девайс нажинает ожидаемо шипеть. Ну, что делать – аэродинамика, однако;
- отверстие обдува чётко ориентировано на сетку. Что не позволяет нездорового креатива с кривым обдувом (чем увлечены искатели горелого ТХ). ТХ (в смысле не настоящего, являющегося реакцией гортани на концентрацию никотина, а именно перегретой жижи) тут тоже можно достичь, но иными способами, о чём дальше;
- испарительная камера искусственно уменьшена. За счёт «бортиков» и внутренней формы «кожуха». Лично меня это не волнует, т.к. в паровозном режиме любое устройство звучит примерно одинаково. Но при нечастых затяжках это может оказаться полезным;
- присутствует тонкая регулировка длины «+» в коннекторе, можно добиться аккуратной посадки на любой батарейный блок;
- подобран неплохой и вполне удобный крепёж (на фото не видно вроде, но «минус» крепится винтом М2 под крестовую отвёртку);
- материал – неприличная дюралька. Но для бюджетного варианта это можно стерпеть. И будем надеяться, что появится версия из более «приличных» материалов.
- крепление элементов на о-рингах;
- высота сетки до 3 см.
Вроде, всё. Щаз чуток подробней обсудим последние два пункта и ещё некоторые детали уточним.
Обращаю внимание: общая высота сетки 2,8-2,9-3,0 см. В переводе на понятный язык это означает, что первый виток спирали будет находиться на высоте порядка 17 мм. Если делать средне-стандартную длину намотки в 7 мм («плюс» крепить между третьей и четвёртой гайкой на центральном контакте), получим максимальную высоту спирали 24 мм. Родоначальник генезисной идеи raidy в своей «формуле» говорил о том, что по сетке жижа должна забираться на высоту не более 35 мм. Лично я с этим обычно не слишком заморачивался, но на генезисы-недоразумения с фик-поймешь-какой-длины сетками всегда смотрел с удивлением.
Кстати, коллеги, знаете, откель пошли творческие поиски с U-образными фитилями, рецепт подгибать верхний кончик сетки, дабы создавать дополнительное место для запаса жижи, а также колдунство со вставлением друг в друга сеток разных диаметров? От попыток обеспечить достаточную жижеподачу на устройствах с нижним расположением бака и фитилями излишней длины.
Так вот, пользуясь Пара-Возом обо всех этих рецептах и экспериментах можно забыть. Сетка такой длины обеспечивает достаточную жижеподачу. По определению.
Крепление элементов на о-рингах было и остаётся «злом». Но при столь внимательном подборе размеров (длины элементов, их диаметров, размеров о-рингов), какое впервые увидал на Пара-Возе, – с этим хоть как-то можно смириться :). Устройство и разбирается неплохо (удобней крутить), и не разваливается при удержании за кожух испарительной камеры, либо при переноске в кармане.
Что дрип-тип 510-й используется, так и по фото вроде видно. Посему и не говорю отдельно (ой, только что сказал 🙂 ).
Ещё отмечу, что общая длина (высота) данного генезиса без учёта коннектора и дрип-типа – 44,2 мм. О весе устройства из дюрали с пластиковой колбой и говорить не стоит. Обращу внимание, что колба имеет внутренний диаметр 20 мм, наружный 26,3 мм (вот такая она «пузатая»).
Кстати, это первый генезис, где собственноручно измеренный объём жижехранилища соответствует заявленному производителем. Он составляет 3,5 мл. Что при подобной длине устройства вполне прилично. Хотя и за счёт «пузатости».
А теперь о важной «тонкости». О существенной детали, на которую многие не обращают внимания. Отверстие обдува расположено на высоте 3,2 мм от дна испарительной камеры. При намотке с креплением «плюса» между третьей и четвёртой гайкой оно находится примерно на средине спирали (чуток ниже). Что является «правильной» формулой хорошей вкусопередачи.
Однако можно делать и более длинную спираль, фиксируя «плюс» между четвёртой и пятой гайкой. Вкус будет тоже хорош. Также изменится паристость. НО при этом появится и дополнительный ТХ. Понятно – не так, как в случае, когда большая часть спирали расположена ниже отверстия обдува. Но всё же верх уже будет обдуваться не столь интенсивно. Из чего следует понимание, что данный испаритель предназначен для вкуса, а не для кашля.
А про «секрет», позволяющий обеспечить подачу воздуха в бак даже при плотно закрытом заправочном отверстии и плотно пригнанной сетке (даже без отверстия внутри оной) я уже намекнул. Но о нём поведает сам автор/производитель.
Блин, чуть не забыл. В данном генезисе в качестве изоляторов центрального (плюсового) контакта используется капролон. Кроме собственно изоляционных свойств (аки фторопласт), он обладает важной особенностью. Он прочен. До слёз и до икоты. Этот же материал используется в трущихся деталях автомобилей. Посему не стоит бояться, что резьба запрессованной в коннектор втулки-изолятора может испортиться. Теоретически, конечно, можно и хвост сломать, но при обычном, даже не слишком аккуратном использовании шансы этого крайне малы.
Тэк-с, пора заканчивать. Но вот перечитал предыдущую текстовку и заметил, что прям под хохлому расписываю данное устройство. Мол, радость и счастье сплошное. Буду исправляться. Про материал и о-ринги уже говорил. Посему обращу внимание почтенной публики на другое.
Многие характеристики Пара-Воза выстроены вокруг формы, я б даже сказал, «формата» испарительной камеры. Помните про «бортики»? Вот о них сейчас речь. Именно эти самые «бортики» (их высота, толщина, расположенность о-рингов на них) не позволят прожечь установленную спираль горелкой, или турбозажигалкой. Так что придётся сразу хорошо и качественно выготавливать сетку. И бороться с возможными КЗ прожиганием спирали путём подачи вольтажа и шевеления её виточков.
Также высокие бортики делают не слишком привычным и удобным крепление «минуса». Понятно, что придётся забыть о мотании спирали прямо на сетке. Сперва делаем намотку на сетке, затем вставляем всю эту конструкцию. Крепим «минус», затем «плюс». Для крепления «минуса» надобно оставлять «хвост» подлинней. При этом его кончик (на расстоянии чуть дальше, чем минусовой винт расположен) заранее отгибать вверх. И заводить провод под винт именно при помощи такого длинного конца.
Да и к креплению «плюса» тоже надобно приноровиться. Хотя это и проще, чем с «минусом». Выкрутил верхнюю гайку повыше бортов, а дальше – как обычно. При креплении между четвёртой и пятой гайкой – вообще без проблем. Между третьей и четвёртой – тут тоже удобней орудовать длинным «хвостом» кантала/нихрома.
Посему морально готовимся, что для настройки и обслуживания устройства придётся использовать дополнительные инструменты, например, такие. Опытных геноводов подобным не напугаешь, но вот новичков это может смутить.
Как бы вот! Что хотел – рассказал, будут вопросы – задавайте. Если что – и автор, может быть, что пояснит.
Всё, спасибо за внимание. Опять простите за многобукоф и фоты с ними.